Понятие успеха прочно вошло в нашу повседневную жизнь, став частью семантической картины мира современного человека, а социальная трактовка успешности или ее отсутствия – само собой разумеющейся оценочной единицей. Добротная, стильная одежда, дорогие аксессуары, уверенная походка, открытый взгляд и безупречная улыбка – визуальный контент, безошибочно определяющий успешного человека, который всем своим обликом транслирует миру, в каком качестве его нужно воспринимать.
Но можно забыть часы, испачкать обувь и не быть облаченным в Kiton или Brioni, но идеальные белые зубы – это то, что всегда с тобой, а «голливудская улыбка» – не просто символ здоровья. Она – олицетворение того самого успеха и первооснова создания премиального эстетического облика.
О том, как великолепная улыбка, полученная за три дня, становится началом новой жизни, почему идеальным зубам не обязательно быть белоснежными, и где учат тонкостям профессии, журналу #1MAG рассказал Баглан Галымович Шаншаров, первый эстетический стоматолог Казахстана, основатель стоматологической клиники премиум-класса «32 карата», преданный своему делу доктор и просто очень талантливый и открытый молодой человек.
Можно ли расценивать работу эстетического стоматолога как творческую? Или это методичный процесс?
Строгое следование ряду методик в нашей работе однозначно необходимо – это основа, база. А творчество начинается уже в персонализации задач, когда каждый кейс трансформируется под конкретного человека, в тот формат, который будет комфортен именно ему, даже если пациент приносит мне фотографию, с просьбой повторить чей-то визуальный результат эстетического восстановления зубов с помощью виниров. Конечно, это облегчает мне задачу, я понимаю, в каком направлении двигаться, но в конце, в любом случае, мне приходится что-то делать специально под него: повернуть ли винир, поменять ли углы фиксации, изменить ли цвет. Ведь я создаю индивидуальность, и мне категорически необходимо получить оптимальное сочетание эстетической и функциональной составляющих в каждой из моих работ.
Зачастую пациенты приходят в сопровождении близких: мама с дочкой, жена приводит мужа, но я всегда стараюсь консультировать тет-а-тет. Мне важно услышать желание именно того человека, который пришел за улучшениями, понять его самого.
Каждая моя работа – это импровизация, объединяющая разные эстетические взгляды в пределах одной челюсти. Существующие сегодня школы стоматологической эстетики: японская, американская и европейская – разнятся по методикам, но владея техниками всех трех, я легко могу совмещать их в одном человеке. Есть доктора, которые используют один и тот же протокол. Я же думаю, это не правильно. Нужно быть гибким, уметь экспериментировать, реагировать на конкретную ситуацию. Делать то, что делаешь, но меняться в пределах персонализированной задачи.
Клиника «32 карата» узкоспециализированная, или к Вам можно обращаться по любым вопросам, касаемо стоматологических проблем?
Мы делаем абсолютно все, в клинике есть и терапевты, и ортодонты, и имплантологи. Полный цикл. Но основное наше направление – это, конечно, эстетика. Сам я занимаюсь только винирами, и уже лет шесть, наверное, не ставил пломб.
Расскажите, что такое виниры и чем они отличаются от люминиров?
Люминиры – это просто название американского бренда, продукта зуботехнической лаборатории в США (Калифорния), которая первая начала делать фарфоровые накладки, скрывающие эстетические дефекты зубов и улучшающие их внешний вид, и до сих пор сохраняет монопольное право на их изготовление. Местный стоматолог-эстетист, имеющий разрешение работать с люминирами, делает оттиски ваших зубов, моделирует вашу челюсть и отправляет слепки в Америку. Через приличное время вы получаете готовую работу. Долго, дорого. Языковой барьер. Самого зубного техника вы не видите вживую. При обнаружении дефектов и поломках весь круг повторяется заново.
Возможно, раньше и был смысл заказывать американский продукт. И я, нужно отметить, имею лицензию на работу с люминирами. Но сегодня, при появлении на стоматологическом рынке революционного материала E-max – фарфора, усиленного никелем – у нас имеется беспрецедентная возможность делать все самим, создавать очень тонкие виниры, практически не требующие обточки, своими руками. При этом они вдвое прочнее люминиров, позволяют полностью воссоздавать структуру зуба, его микрорельеф, прозрачные режущие края, переход одного оттенка в другой.
Поэтому, в свое время, мы просто поехали, купили оборудование и материалы, привезли сюда, и теперь делаем виниры сами, в нашей собственной алматинской лаборатории стоматологической клиники «32 карата». Быстро и качественно. Оттачиваем мастерство и накапливаем невероятное портфолио, каким, зачастую, не могут похвастаться и именитые заграничные врачи.
Именно это позволяет Вашей клинике занимать топовые позиции на рынке эстетических услуг РК, несмотря на довольно жесткую конкуренцию? Или есть еще какие-то преимущества?
Конечно, наличие собственной зуботехнической лаборатории по изготовлению виниров, которая находится этажом ниже – очень серьезное преимущество перед другими клиниками эстетической стоматологии. Данный формат позволяет нам быть более мобильными и гибкими в предложении своих услуг.
К примеру, если мы в понедельник начинаем работать с пациентом, то в четверг-пятницу уже заканчиваем. И неважно, сколько виниров ему нужно установить – 20, 26 или 28. Мы всегда завершаем работу полностью. Человеку нет необходимости днями и неделями дожидаться результата. Все делается быстро и слаженно в оговоренные сроки. И это – космическая скорость для стоматологов. Что-то невероятное. Вы знаете, я по полтора-два месяца работаю в таком темпе и делаю такой объем работ, с каким люди не справляются и за год, считают это слишком трудным, слишком ответственным. А я уверен, что все можно делать быстро, легко и просто.
Меня порой шокируют пациенты, которые рассказывают, что в другой клинике для него заказывали в Европе одну, единственную, коронку. Зачем? Я не понимаю. Зачем ждать месяцами то, что можно прекрасно сделать на месте, дома – то же самое оборудование, те же самые люди. Ничего сверхъестественного. Даже лучше: когда все делаешь сам, можешь дать отличную гарантию, и если не дай Бог, происходит что-то непредвиденное, легко и быстро все исправить, улучшить, довести до совершенства. На месте, в команде, не выходя за пределы процесса.
Конечно, много значит и накопленный нашей клиникой опыт, ведь мы были самыми первыми на казахстанском рынке эстетической стоматологии. На сегодняшний день нами установлено около 10 000 виниров. Это очень много. Я редко встречаю докторов, поставивших более 3 000 штук. Так что, да, у нас серьезные преимущества.
Вы совершенствуетесь как эстетист?
Я не стою на месте, постоянно учусь, каждые полтора-два месяца обязательно посещаю какие-то курсы. Не так давно, в феврале, был в Москве, на лекциях Стефана Куби, эстетического стоматолога №1 во Франции. Я давно хотел к нему попасть, и такая возможность мне представилась. Перед поездкой я специально подтянул свой английский, наше общение было очень информационно-насыщенным, он показал много интересного, на самом деле.
Сейчас я собираюсь в Италию на встречу с Доменико Массирони, автором многих специализированных книг, ставших учебниками для врачей-стоматологов. Не только в СНГ, но и во всем мире нет ни одного серьезного доктора, который бы его не знал. Если врач не знает Доменико Массирони и его работ – он не стоматолог. Кстати, именно Массирони стал первым использовать микроскоп в своей практике, и именно он – тот человек, который ставил мне руки, учил правильно сидеть, держать осанку при работе с оптическим оборудованием в процессе установки винниров. Когда ты все делаешь правильно, то твоя работа превращается в удовольствие. Мне очень интересно, помнит ли он меня. И еще я хочу показать ему свои нынешние работы, повергнуть его в шок их уровнем.
Расскажите еще о людях, повлиявших на Ваше развитие в профессии?
Если говорить именно об эстетике, винирах, о том, что я делаю сегодня каждый день, то все мои учителя – профессионалы из дальнего зарубежья, отечественных знатоков эстетической стоматологии в ту пору в Казахстане просто не было.
Большое влияние на меня оказал японский стоматолог – «отец керамики», профессор Масахиро Кувата и его школа гноталогии, которая славится простым подходом к решению, казалось бы, сложных задач, без использования лишнего оборудования – только навыки, только видение и понимание человека. Для меня это стало большим открытием, а последнее время данная концепция мне особенно близка. Я тоже не люблю создавать из чего-то проблему, если можно сделать все легко и просто. И пациенту должно быть намного проще, чем доктору – доктору всегда трудно.
Важную роль в моем становлении как профессионального стоматолога-эстетиста сыграл итальянский врач Джакомо Фаббри. На начальном этапе своей работы, четыре года назад, я был абсолютно зависим от чужого мнения, боялся оценки собственных кейсов другими врачами, а за иные не брался вовсе из-за боязни не справиться. И именно он сказал мне ничего не бояться, похвалил имеющиеся работы, дал адрес своей электронной почты и разрешение обращаться за советами. Эта встреча, это признание мне очень сильно помогли. Я тогда, прям, плечи расправил, вдохновился. И все завертелось на абсолютно новом уровне.
А в целом в отрасли все время что-то меняется?
Не скажу, что кардинальные изменения происходят постоянно, но что-то новое я обязательно для себя нахожу, всегда. Правда, с каждым разом, труднее отыскать это новое, только какие-то нюансы, детали, чей-то опыт.
Очень понравилась учеба у Мауро Фрадеани в сентябре. Там я действительно получил много новых впечатлений и осознание того, что развитие – процесс бесконечный. Им были предложены абсолютно космические решения эстетических проблем при малоинвазивных методиках. Он показывал вещи, которые кому-то покажутся невозможными, и иной врач тысячу раз подумает, прежде чем сделать подобное. Но лично я понимаю, что это вполне применимо, особенно по прошествии школы гнатологии и четырех лет в теме.
Что послужило поводом создания Вашей клиники, и какова была ее первоначальная задача?
Скажу честно, лет восемь назад, когда я только начинал заниматься эстетической стоматологией, я смотрел на YouTube видеоролики американских докторов, которые демонстрировали люминиры на всех стадиях работы с ними. И тогда мне казалось, что на этих записях иная реальность, абсолютно другой, далекий мир. Да, я хотел уметь также, но, в первую очередь, мне нужно было улучшиться самому.
На моем аккаунте Instagram @doc_baglan_galymovich есть фото и видео моих зубов до и после установки виниров. Я всегда был против брекетов – не любил их. Затем я делал реставрацию зубов с помощью пломбировочного материала, и это было плохим решением. А потом я поставил виниры, и отпали абсолютно все проблемы. Все стоит – все красиво. Именно так я пришел в тему, через собственное восприятие проблемы и ее решение.
А сегодня моей клинике уже 4 года. И на недавней встрече с одной из моих первых пациенток, я вновь вспоминал становление в профессии, с радостью выслушивая ее благодарственные слова. Ведь, несмотря на кажущееся сегодня несовершенство фотографий начальных работ, виниры на тот момент больше не ставил никто, только я, изо всех сил стараясь оправдать самое ценное – доверие пациентов. Так что я был первым, и стремлюсь оставаться лучшим.
Возвращаясь к вопросу установки виниров, не связан ли этот процесс с какими-то жертвами?
Абсолютно без жертв. Я своих пациентов ни в чем никогда не ограничиваю: ешьте, пейте все, что хотите.
Эстетика – это не только красота, но и функциональность. К примеру, ты делаешь человеку полную реставрацию зубов, добиваясь эстетического великолепия, но это лишь визуальная часть работы. Теперь ты переходишь к следующему этапу – корректировке прикуса. И это для меня чуть ли не самое главное в каждом проекте. Добился эстетики – классно, молодец. А теперь, как вся эта красота сможет функционировать без ущерба для комфорта пациента? И здесь уже вопрос к умению и навыкам самого доктора. Если вдруг какой-то винир выпадает или ломается, значит неверно настроена окклюзия, и определенное движение челюсти пациента просто выбивает или сносит его. Пациент не должен ощущать виниров, через пару дней он должен вообще о них забывать.
А чувствительность зубов при этом тоже никак не меняется?
Сейчас время малоинвазивных техник, максимально сохраняющих эмаль и дентин. При этом работа держится лучше, не ломается, более долговечна. Чем тоньше винир, тем дольше сохраняется ткань. У 95% моих пациентов вообще нет никаких изменений чувствительности, у 5% бывают некоторые неудобства, но они абсолютно не критичны, и к ним быстро привыкают. Я не нарушаю эмаль дентинные соединения зубов – и это самое главное. Ключ ко всему – использование микроскопа. Если доктор работает без увеличения и, тем более, без увеличения обтачивает зубы, он не видит почти ничего. Моя же работа сродни работы ювелира.
И сколько же зубной поверхности Вы в итоге снимаете?
0,1 мм. Мой микроскоп может увеличивать в 24 раза, но для идеальной работы мне достаточно четырех-шестикратного увеличения.
В свое время в практике я использовал разные микроскопы: старого поколения, новые, с разными форматами освещения, беспроводные, но лучше цейсовского окуляра, с которым я работаю сегодня, просто ничего нет. С ним ты попадаешь в иную реальность, а весь прошлый опыт использования другой оптической техники превращается в детские забавы. Когда я впервые увидел, что творится перед глазами с его увеличением и его светом, я ощутил полный дзен – эйфорию от возможности созидать в таких невероятно комфортных условиях.
А что происходит между винирами и зубами?
Ничего там не происходит в принципе, если не оставлять на поверхности зубов недоделок: скрытых кариесов, налета или плохого дентина.
Легко ли совмещать решение административных вопросов с задачами врачебной практики?
У меня есть талантливый администратор, который очень хорошо меня разгружает, помогая в решении многих вопросов. Но создавая собственный бренд, детище, ты понимаешь, что никто лучше тебя не проникнется его идеями, не сможет прочувствовать нюансов дела на уровне интуиции, никто не будет так им вдохновлен и впечатлен, как ты сам. Он должен быть долюбленным именно тобой, его основателем.
И если для меня, как потребителя, комфорт в получении услуг или приобретении товаров всегда остается в приоритете, то я, как владелец бренда, стараюсь сделать обслуживание в нашей клинике для своих па-циентов абсолютно комфортным на любом из этапов ее посещения. К примеру, сейчас у нас большая проблема с парковкой, но мы ее успешно решаем, предлагая своим пациентам услуги валет-паркинга, причем, абсолютно бесплатно. В Алматы таких предложений больше нет в принципе, не считая Esentai Mall, где валет-паркинг тарифицируется.
Я просто делаю те вещи, которые мне самому хотелось бы видеть и использовать. Еще мне очень хочется, чтобы приходя в клинику «32 карата», первой мыслью пациента не была мысль о боли. Чтобы его все как-то расслабляло, располагало. Я к этому шел всегда.
Если рассматривать качество предоставляемых услуг эстетической стоматологии с позиции Dental equipment VS Professional skills, каким будет процентное соотношение этих двух важных составляющих?
Нельзя противопоставлять эти вещи. Владеть технологиями и не использовать их должным образом – это как Mercedes держать в гараже и не ездить на нем. И наоборот, быть искусным мастером и не иметь возможности реализовать свои навыки из-за отсутствия полноценного оборудования – страшный сон любого талантливого врача. Я считаю, что на максимально высоком уровне должно быть все: и оснащение рабочего места, и расходные материалы, и уровень твоей подготовки, и стремление к постоянному развитию. Лишь тогда плоды твоего труда начнут приносить реальную радость и удовлетворение и тебе, и твоим счастливым пациентам.
И именно поэтому моя работа так высоко оценивается, и с каждым годом становится только дороже. Именно поэтому я не делаю никаких скидок, акций, специальных предложений. Просто мое время стоит дорого, и это абсолютно обоснованная цена, не предполагающая каких-либо движений в сторону понижения. Это все равно, что купить какую-то дорогую вещь, а потом увидеть, как она обесценилась.
Среди Ваших пациентов есть селебрити, известные и влиятельные люди?
Да, конечно. Это категория пациентов, которые с особым вниманием относятся к внешности, благодаря своей публичности, и просто обязаны выглядеть прекрасно. Именно поэтому они выбирают нашу клинику и меня, объективно, как самого опытного эстетического стоматолога Казахстана. У меня побывали Ерке Есмахан, Али Окапов, Жамиля Серкебаева, Асанали Ашимов (здесь я действительно волновался) и многие другие известные личности.
Среди моих пациентов нередки и жители дальнего зарубежья, понимающие, что цены на установку виниров в Казахстане на порядок ниже, а уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг, при этом, очень высоки. Моя работа в Европе оценивается в 100 – 200 тысяч долларов.
У вас есть жизненное кредо?
Для меня принципиально сдерживать обещания. Если я что-то пообещал, то обязательно исполню. Но и с других людей я требую того же самого в ответ.
Расскажите о самых интересных своих работах?
В моей практике бывают очень интересные задачи, над которыми приходится много подумать, прежде чем их решить. Была одна работа, которую можно демонстрировать по всему миру, просто ездить и только о ней говорить. Невероятное преображение без каких-либо категоричных мер.
Молодая девушка с проблемными зубами в принципе и двумя сильно выступающими верхними клыками. Ей предлагали их удаление или стачивание с извлечением нервов, брекеты, коронки, частично виниры. Ее это не устраивало, и она пришла ко мне. Я очень долго смотрел и думал, что сделать. Я всматривался в эти два зуба, которые хотелось бы оставить на своем месте. И чем больше я на них смотрел, тем больше они мне нравились. В итоге я решил сделать пластику десны, немного подрезав ее верхнюю часть, визуально удлиняя зубы, и далее утолстить все остальные зубы в сторону выпирающих за счет виниров, то есть наоборот – как бы вытащить их, вытолкнуть. Получилось настолько великолепно, что пациентка просто не верила своим глазам, постепенно привыкая к прекрасным зубам и заново обучаясь улыбаться открытой, счастливой улыбкой.
Бывает и другая проблема: когда человек всю жизнь мечтает о белоснежных зубах, а они ему абсолютно не идут. Мы же не рассматриваем зубы отдельно, лицо отдельно. Внешность воспринимается целиком, концептуально, поэтому зачастую побеждает максимальная естественность цвета.
У вас были пациенты, чья жизнь изменилась с новой улыбкой?
Конечно, очень много, очень часто. Самым приятным комплиментом своей работы из всех услышанных мной за годы эстетической практики было заявление пациентки о том, что установка виниров стала лучшим решением в ее жизни.
Беседовала Лариса Григорук
Фото: Оспанхан Аубакиров